Петрановская Людмила Владимировна
Семейный психолог, педагог и публицист

Родилась 20 апреля 1967 г, в г. Ташкент

Семья
Замужем, двое детей

Образование
2018 - 2020 — НИУ "Высшая школа экономики" Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

2018 - 2019 — Программа повышения квалификации ЦССТ, Эмоционально-фокусированная терапия - совместная образовательная программа ICEEFT и ЦССТ

2006 - 2007 — Программы повышения квалификации: «Интегративная психотерапия
эмоциональных расстройств (на основе системного и когнитивного подхода)» (МГППУ,
руководители А.Б. Холмогорова. Н. Г. Гаранян), «Супервизия трудных случаев в работе
психолога-консультанта» (МГППУ, руководитель Ф.Е. Василюк)

2003 - 2006 — Институт групповой и семейной психотерапии, Москва, сертификационный
курс «Психодрама и ролевые игры» (руководитель. Е.Л. Михайлова)

1997 - 1999 — профессиональная переподготовка Московский институт психоанализа,
факультет психологии, программа «Психологическое консультирование»

1984 - 1989 — Ташкентский государственный университет, факультет русской филологии


Деятельность
Кому-то нужны просто факты, а кому-то интересно, что это значит для меня.
Поэтому этот раздел так и построен. Сначала факты, а ниже мои комментарии. Кто
что хочет, тот то и читает
После окончания университета по специальности «русская филология» преподавала в школе русский язык и литературу.
Бывших филологов не бывает. Я всегда буду благодарна своему первому
образованию за постановку мышления и за огромное удовольствие, которое мне
доставляла учеба и работа. Каждого из своих учеников я помню до сих пор. Не уверена,
что у меня хорошо получалось учить их, но они меня учили прекрасно.
С 1994 года работала редактором в газете «Первое сентября», приложение «Русский язык».
Мой самый первый настоящий рабочий коллектив, наша уютная редакция, в
которой я была моложе всех, но мне выдали такой бешеный кредит доверия, который
окрылял. Это очень теплые воспоминания.
В 1996 стала ответственным редактором тома «Языкознание. Русский язык» Энциклопедии для детей Аванта+, в 2002 в том же издательстве подготовила том «Человек. Психология».
А это была работа-миссия и огромный вызов. Мы поставили перед собой цель
создать Энциклопедию, в которой с детьми можно говорить обо всем – доступно,
интересно, свободно.
К работе над томом по лингвистике удалось привлечь лучших отечественных
ученых, это были люди потрясающего ума, проницательности, языкового чутья – и с
огромным чувством юмора. Два года очень напряженного труда и результат, который
нравится до сих пор. Этот том (потом он превратился в две книги) стал моим
прощанием с лингвистикой, в нем вся моя любовь к ней.
Том по психологии тоже получился интереснейший, не было ни одной темы,
интересующей подростков, которую мы не постарались бы честно и экологично
изложить. Тогда, в 90-е это было возможно…
С 2005 года издается как автор в издательстве АСТ, наибольшую известность
получили книги для детей «Что делать, если…», которые переиздаются уже 15 лет.

Когда я писала эти книги, мне хотелось дать детям опору для того, чтобы
справляться со сложными ситуациями, а главное – с собственным страхом. Я сама в
детстве была очень тревожным ребенком, и знаю, каково это. И, судя по тому, что
книга так востребована уже много лет, и многие родители рассказывают, как дети
буквально вцепляются в нее, пока не прочтут много раз, тревоги у наших детей много, а
поддержки от взрослых и разрешения опираться на себя, а не только «слушаться»,
порой не хватает. Надеюсь, книги могут в этом помочь.
После получения второго – психологического – образования в 2001 г начала работать
в детском доме № 19, г. Москва, в службе патронатных воспитателей, консультировала
принимающих родителей, вела тренинги.

С коллективом детского дома № 19 меня познакомил мой научный руководитель.
Александр Викторович Черников. Я увидела, как работает эта команда, и поняла, что
больше всего на свете хочу быть здесь, с ними, делать все, что возможно, чтобы дети
из детского дома обретали семью.
Разговаривая год за годом с приемными родителями в маленькой комнатке для
консультаций, обсуждая случаи с коллегами, я постепенно начала видеть то, чему не
учили (и до сих пор, увы, не учат) на наших психологических факультетах – роль
привязанности в жизни ребенка. Что отношения с близкими взрослыми значат для него,
как потери или другие травмы привязанности влияют на его поведение, развитие,
отношение к себе и к другим. Приемные дети и приемные родители – вот мои главные
учителя. Если я что-то понимаю в своем деле, то только благодаря их искренности,
смелости, невероятному доверию, с которым они делились своими чувствами, ошибками,
победами. Они невероятные, и иметь возможность помогать им – огромная честь для
любого специалиста.
С 2008 года пишет книги для приемных родителей, ведет семинары для
специалистов по семейному устройству в десятках городов России и Украины, создала
ряд авторских программ семинаров и тренингов.

Поезда-самолеты-ночевки в самых невероятных местах. Десятки, если не сотни
групп в разных городах и странах. Каждый раз чудо, когда к концу семинара незнакомые
люди становятся родными.
Я умею вести группы, умею донести нужную мысль языком упражнений и ролевых
игр. Этим я обязана самому полезному обучению в своей жизни – трехлетнему курсу
психодрамы у Екатерины Львовны Михайловой. Обучение психодраме легло в основу
моего видения, что такое психотерапия, как и за счет чего она работает, исцеляет
душевные раны, помогает найти новые силы для жизни. До и после я и разным другим
методам училась, но в центре моей профессиональной идентичности – психодрама, ее
бережность, ее смелость, ее невероятные возможности и огромное уважение к
человеку, с которым идет работа.
С 2010 года вела блог в Живом журнале, писала статьи про семейную психологию,
развитие детей, психологические аспекты жизни общества.

Известным блогером я стала неожиданно для себя. Начала вести блог, чтобы
общаться коллегами из других городов. Писала время от времени какие-то свои мысли. С
интересом вела обсуждения. Потом обнаружила – кажется, самой последней – что у
меня многие тысячи подписчиков. После некоторых текстов в комментариях начинался
настоящий групповой процесс – люди писали о своих чувствах, обращались друг к другу,
делились воспоминаниями, шутили. Было очень классно. Потом пришли толпы ботов и
хамов и стало невозможно так открыто и тепло общаться. Постепенно блог угас. Там
осталось множество текстов и в них – огромная часть моей души.
В 2012 году вместе с коллегами создала некоммерческую организацию «Институт
развития семейного устройства», основная задача – обучение специалистов, работающих в
сфере проблемного детства в регионах РФ. Также Институт готовит и сопровождает
принимающих родителей. В 2017 году стартовала программа ИРСУ «Всеобуч» – «Основы
социальной работы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье». Сейчас
программа реализуется в Удмуртии и Архангельской области.

ИРСУ был авантюрой с самого начала, и этот дух в нем остается. Организация,
созданная с нуля, без единого рубля денег, без попечителей и доноров, просто на одной
голой уверенности, что это нужно делать – обучать специалистов, принимающих
важнейшие решения про детей и семьи. Был опыт, были знания, было умение их
доносить, была поддержка коллег – больше ничего. И этого оказалось достаточно.
Сейчас в ИРСУ работает целая команда прекрасных тренеров, нас знают и у нас
учились коллеги от Ленобласти до Владивостока, от Архангельска до Краснодара.
Каждый наш следующий проект начинается из точки «не знаем, как, но надо делать» – и
в итоге делается. Я много чего делаю в разных проектах, но если меня спрашивают про
место работы – это, конечно, ИРСУ. Мои коллеги, моя профессиональная среда – здесь.
В 2014 году вышла первая книга для родителей «Тайная опора», в которой
излагается авторский взгляд на теорию привязанности, книга была тепло принята
родителями и много раз переиздавалась.
С 2015 года проводит лекции и вебинары для родителей и по семейной психологии.

У меня есть мечта. Я хочу, чтобы российское родительство, на котором лежит
тень множества исторических трагедий, калечивших наши семьи, стало добрее, мудрее,
спокойнее. Не так уж сложно быть хорошим родителем, если прошлое твоей семьи
благополучно, а тепло и близость просто передаются из поколения в поколение. У нас
таких семей поди найди. Обычно в прошлом потери, разлуки, сиротство, обделенность
заботой и, как следствие, неумение заботиться ни о себе, ни о других, жестокость
жизни – и ожесточение сердец, от которого страдали и взрослые, и дети. Такое
наследство. И из него надо как-то сделать для наших детей что-то иное: теплое,
развивающее, радостное.
Сегодня я вижу, как тысячи молодых и уже не очень молодых родителей делают
огромную работу по пересмотру своих установок и преодолению стереотипов, как они
стараются лучше понимать своих детей, лучше заботиться о них и больше им доверять.
И самим себе доверять. Это совсем не просто, такая душевная работа вызывает
огромное уважение и желание помочь. Для этих родителей – книги, лекции, выступления:
все, чем могу быть полезна.
Книги
Людмила Владимировна является автором нескольких десятков книг, среди них: «В класс пришёл приёмный ребёнок», «Дитя двух семей», «Минус один? Плюс один!», «Что делать, если...», «Что делать, если...2», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы» и другие.
Основываясь на научных теориях в области психологии, автор легко и доступно рассказывает об особенностях детского развития и трудностях воспитания детей. Благодаря своей практической применимости, книги Людмилы Петрановской стали абсолютными бестселлерами среди научно-популярной литературы по воспитанию детей.
Суммарный тираж вышедших книг автора составляет более 1 000 000 экземпляров.
В юности я хотела быть писателем. Но всегда было понимание, что неплохо
складывать слова я, пожалуй, могу, но вот сказать пока особо нечего. Сюжеты и герои
придумывались легко, но так же легко таяли, не имея достаточной жизненной силы,
чтобы воплотиться в текст. А потом я нашла свое дело и узнала сторону жизни, в
которой такие сюжеты и герои, что никакой литературе не приснится. Теперь было о
чем писать и было зачем. И вымысел не понадобился.
Первую книжку (не считая детских), «В класс пришел приемный ребенок» я
буквально выдохнула – за месяц, в очень тяжелый период времени, когда писать
удавалось по два-три часа в день от силы. И получила в ответ столько тепла и
понимания от читателей, что пришлось продолжать.
«Дитя двух семей» - книжка совсем небольшая, но она очень мне дорога. Она
появилась из самой глубины контакта с огромной душевной болью и с любовью, которая
могла бы быть еще больше.

«Минус один. Плюс один» - более практичная, собранная, деловая, она была написана
в помощь людям, которые задумались о том, чтобы стать приемными родителями.
Книга, в которой я рассказала свое видение теории привязанности – «Тайная
опора», мне очень радостно слышать от сотен родителей, что она позволила им стать
спокойнее, больше доверять себе и получать больше радости от родительства. Но было
и немало людей, которые рассказывали, что книга заставила их грустить и плакать,
остро переживая то, чего им не хватило в детстве или что они хотели бы, но невполне
смогли дать своим детям.

Случается и такое, что книгу возводят в абсолют, понимая все сказанное слишком
категорично, так что сейчас я думаю о том, что пора писать книгу-поправку,
призывающую сохранять критичность и не доводить идеи теории привязанности до
абсурда. Отчасти такой коррекцией стала и книга «Selfmama», посвященная
работающим матерям, ведь теория привязанности, говоря о важности для ребенка
отношений с родителями, вовсе не утверждает, что ребенку нужно посвятить себя
полностью и что женщина – лишь средство для выращивания потомства, и не должна
иметь собственных жизненных целей и интересов.

«Если с ребенком трудно» - это своего рода практическая, прикладная часть
теории привязанности, примененной к ежедневным родительским вопросам: что делать,
если ребенок…? Она изначально была написана для приемных родителей, но потом
оказалось, что ситуации с обычными детьми и вопросы родителей в целом очень
похожи.

Сейчас несколько новых книг ждут своей очереди, чтобы я наконец нашла время,
села за стол и дала им выйти на свет. Очень хочется, чтобы это случилось.
Дипломы и награды
Диплом лауреата премии Президента Российской Федерации в области образования
Сертификат по программе "Психодрама и ролевые игры"
Сертификат "Лаборатория практикующего психодраматиста"
Сертификат "Лаборатория практикующего психодраматиста"
Сертификат "Лаборатория практикующего психодраматиста"
Диплом лауреата XV Национального психологического конкурса "Золотая Психея" в номинации "Личность года в психологии"
Диплом о первом образовании
Диплом о Профессиональной переподготовке
Интегративная психотерапия эмоциональных расстройств (на основе системного и когнитивного подходов)
Супервизия трудных случаев в работе психолога-консультанта
Сертификат "Вызовы современности: психология зависимости"
Сертификат "Ориентированная на решение краткосрочная терапия (ОРКТ)"
ICEEFT Базовый курс Эмоционально-Фокусированной Терапии
ICEEFT Продвинутый курс Эмоционально-Фокусированной Терапии
Эмоционально-фокусированная индивидуальная терапия
Эмоционально-фокусированная индивидуальная терапия
Диплом Магистра
Сертификат о прохождении курса "Развитие системы привязанности в онтогенезе"
Сертификат о прохождении курса "Развитие системы привязанности в онтогенезе"
Сертификат о прохождении курса "Развитие системы привязанности в онтогенезе"
Сертификат об участии в онлайн-семинаре "Привязанность и психопатология"